понедельник, 30 августа 2021 г.

Что необходимо сделать, чтобы не росли тарифы на электроэнергию для населения

 


Тарифы на электроэнергию для населения неуклонно растут, и власти представляют это нам, как неизбежность.

Даже то «снижение» до 1,4 грн., которое населению пообещали с 1 сентября – профанация. Еще свежи воспоминания о цене 0,9 грн. за первые 100 кВт-час и 1,68 за каждый последующий. Получается, что домохозяйствам, потреблявшим не более 100 квт-час, цену подняли сильнее всего. Схема этой манипуляции такова: с 90 грн. до 168, а затем до 140 – итого, рост на 50 грн. или на 55,6%. Для тех же, кто потреблял 250 квт-час, схема оказалась следующей: с 342 грн. до 420-ти, а затем до 350-ти, или на 8 грн. - на 2,3%.

Как видим, ничего нового  не произошло – за все реформы, как и раньше, платят самые нищие слои населения, ведь 100 кВт-час нынче потребляют старики, у которых нет бойлеров, стиральных машин, других мощных электроприборов и другой незаменимой в быту техники.

Сегодня в Украине электроэнергия Налоговым кодексом приравнена к товарам повышенного спроса не первой необходимости, таким как табак и алкоголь,  жидкость к электронным сигаретам и автомобили – на нее установлен акцизный налог. Цинизм ситуации - со старенькой бабушки, живущей в потемках на мизерную пенсию, чтобы не превысить 100 кВт-час за месяц, «лупят» акциз.

Но парадокс ситуации даже не в этом, а в том, что Украина, страна богатая природными ресурсами, которые по Конституции принадлежат ее народу, продает ему эти самые ресурсы по завышенным ценам, практически грабя население.

Как известно, на использование ресурсов, находящихся на территории страны, промышленники получают спецразрешение, после чего, в процессе добычи, уплачивают ренту. Рента могла бы пойти на снижение стоимости ресурсов для бытовых потребностей населения. Но так не происходит. Исключение составляет, разве что, только вода, что говорит о двойных или даже, тройных, стандартах в формировании цены на ресурсы, продаваемые населению для бытовых потребностей.

Для генерации электроэнергии из ресурсов, принадлежащих народу (вода, уголь, нефть, природный газ) рента платится, но электроэнергия для пользования населением продается по рыночной цене без учета того, что сгенерирована она из ресурсов этого населения - уплата ренты в тарифе для бытовых нужд никак не учитывается. Еще хуже дело обстоит с генерациями из ВИЭ – рентная плата за использование ветра (поток атмосферного воздуха) и солнечной энергии здесь не предусмотрена вообще.

Еще одна проблема, влияющая на тарифы для населения - попытки некоторых промышленников незаконными путями удешевить для себя затраты на электроэнергию. Но мы все понимаем, если кому-то что-то достается дешевле, значит другому оно выйдет дороже.

Как это происходит?

В частности, в Запорожской области, организация с 60-тью процентами акций государства, являясь естественной монополией, владеет лицензией на распределение электроэнергии на всей территории региона. Согласно Постановлению №1415 НКРЭКУ от 13.11.2018г., Запорожьеоблэнерго является единственным лицензиатом на право распределения (передачи по сетям) электроэнергии в регионе: «Видати ПУБЛІЧНОМУ АКЦІОНЕРНОМУ ТОВАРИСТВУ «ЗАПОРІЖЖЯОБЛЕНЕРГО» (код ЄДРПОУ 00130926)  ліцензію на право провадження господарської діяльності з розподілу електричної енергії у межах місць провадження господарської діяльності, а саме на території Запорізької області в межах розташування системи розподілу електричної енергії, що перебуває у власності ПУБЛІЧНОГО АКЦІОНЕРНОГО ТОВАРИСТВА «ЗАПОРІЖЖЯОБЛЕНЕРГО», та електричних мереж інших власників, які приєднані до мереж ліцензіата (з якими укладені відповідні договори згідно з законодавством)».

Наличие такой лицензии дает право организации-лицензиату выступать оператором системы и полностью контролировать перетоки электроэнергии во всех электрических сетях (не зависимо от формы собственности и вида деятельности собственника) на территории Запорожской области.

Согласно Порядку определения классов потребителей электрической энергии, дифференцированных по ступеням напряжения (Пост. НКРЭКУ от 13.08.1998  № 1052), потребители разделяются на два класса ступеней напряжения: 1 класс (27,5 кВ и выше) и 2 класс (до 27,5 кВ не включительно). Соответственно, тарифы на распределение электроэнергии здесь разнятся. И очень сильно. Связано это с тем, что сетей 2-го класса напряжения в стране гораздо больше, что увеличивает затраты на их содержание, да и «доморощенные» электрики часто пытаются внести коррективы в их работу (обычно до 0,4 кВ), что приводит к частым авариям и увеличению затрат на обслуживание. Так, распределение электроэнергии 1 класса напряжения с 1 сентября 2021г. у Запорожьеоблэнерго стоит 94,44 грн./МВт, а  2-го – 843,9 грн./МВт.

Почти десятикратная разница в цене приводит к искушению «схимичить».

Как это возможно, если потребитель запитан кабелем или ЛЭП 10 кВ или того меньше (это мелкие потребители и таких большинство в регионе)?

1.       Попросить в аренду у оператора системы, лицензиата на право распределения электроэнергии, подстанцию (или хотя бы высоковольтную ячейку), от которой питается предприятие. Как правило, на трансформатор такой подстанции или ячейки заводится напряжение выше 27,5 кВ (в Запорожской области – 35 кВ и выше).

В этом случае предприятие будет переведено со второго на первый класс напряжения, а тариф за распределение электроэнергии изменится, как указано выше.

Такие ситуации встречаются на практике. Подобные договоры аренды необходимо анализировать, сравнивая с объемами потребления электроэнергии арендатором.

Конечно, в этом случае вся ответственность за заключение подобного договора лежит на лицензиате, ведь попросить для себя преференций может любой, но для их предоставления нужны веские основания и разрешение акционеров, ведь, скорее всего, такая сделка будет убыточной для лицензиата.

2.     Подключение маленьких предприятий к электросетям больших без заключения договора на совместное использование технологических электрических сетей с лицензиатом (в Запорожской области – с Запорожьеоблэнерго), как того требуют Правила розничного рынка электроэнергии (Пост. НКРЭКУ 14.03.2018  № 312). В случае, когда большое предприятие использует тариф распределения для первого класса напряжения, а маленький потребитель подключенный к нему, не оформил договор с лицензиатом (оператором системы), большое предприятие в таком случае (незаконно) взимает оплату за передачу электроэнергии по любому тарифу – колеблющемуся от стоимости первого до стоимости второго класса. Естественно, лицензиат не получает причитающихся ему средств. Выгодополучатели в этом случае два договорившихся предприятия.

Как проверить наличие таких предприятий?

Очевидно, следует сопоставить ЕГРПОУ предприятий, числящихся на территории оператора системы с ЕГРПОУ предприятий, с которыми этот оператор заключил договоры на совместное использование технологических электросетей или на распределение электроэнергии. После этого проверить, за счет какого вида энергии работают те, с кем договора отсутствуют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий