суббота, 24 июля 2021 г.

Как власти дурят украинское население при формировании тарифов на природный газ

 


Население страны возмущено тем, что неумолимо растут тарифы на природный газ, а вместе с ними - на отопление и горячую воду. Власти нас постоянно шантажируют высокими ценами на голубое топливо, которые связывают с ростом их в Европе или с войной с Россией.

Но, позвольте спросить, причем здесь заграница?

 Статьей 13 Конституции задекларировано, что недра и природные ресурсы, к коим относится природный газ, принадлежат народу Украины. А статьей 4 Основного закона провозглашается, что народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Проще говоря, народ выбирает власть, которая от его имени совершает политические и экономические «телодвижения», направленные во благо украинцев. Если власть имущие ведут куда-то не туда, они несут политическую или даже уголовную ответственность.

 По официальным данным, в Украине в 2020 году было добыто 20,2 млрд кубометров газа, из них население потребило только 8,15 млрд кубов. То есть, газа внутренней добычи с лихвой хватает, чтобы удовлетворить все запросы граждан страны, при его использовании в быту. Еще остается и для бизнеса.

 Отсюда следует, что природный газ, как собственность народа, не должен ему стоить ничего (речь идет об этих 8,15 млрд кубометров), за исключением стоимости услуг по разведке, добыче, хранению, подъему, доставке к газовой плите каждого из нас и других, связанных с обеспечением населения голубым топливом. Для бизнеса (остальные 12,05 млрд кубометров газа) он должен быть, как минимум, дороже на величину рентной платы, стоимости за использование недр. Нехватка голубого топлива для бизнеса может быть увеличена за счет импортного газа или увеличения собственной газодобычи – разведанных запасов в стране более, чем достаточно. В этом случае стоимость украинского газа для нужд бизнеса «миксуется» со стоимостью импортного и того, что из новых скважин, после чего выводится тариф для небытовых потребителей. По такой логике должно происходить формирование тарифов для населения и промышленности.

Собственно, Налоговый кодекс (НКУ) учитывает разделение импортного газа для рынка и газа собственной добычи для населения в части формирования фактической его цены (п.8 ст. 252).

 Но, в нарушение положений Конституции и Налогового кодекса, цену на газ для населения еще правительство Гончарука связало с биржевой европейской ценой. И даже рента, которая взимается за добытое «голубое топливо», никак не учитывается при формировании тарифа для населения. Получается, что мы, украинцы, покупаем газ сами у себя.

 Формирование стоимости газа прописали в п.13 «Изменения к Положению о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа» (далее, ПСО), утвержденные Постановлением КМУ №17 от 24 января 2020г., а затем, Постановлением Кабмина от 21 октября того же года №1088 этот пункт ПСО был несколько изменен (добавили формулу формирования цены с привязкой ее к иностранной валюте). С тех пор народ Украины начали попросту грабить.

Пунктом 6 ПСО обязали выкупать газ для промышленности и населения по цене, формирование которой обозначили в пункте 13 того же документа. Схема определения цены слишком сложна, но суть сводилась к тому, что цена любого газа, в том числе и Украинской добычи (что идет вразрез с Конституцией и НКУ), «привязывалась» к иностранной валюте и стоимости его на нидерландской бирже. Как результат, население для своих нужд использовало украинский газ по какой-то европейской цене, хотя себестоимость украинского газа по разным источникам составляет 2-3 грн. за кубометр.

 Для понимания, как формировалась цена, цитирую П.13 ПСО полностью:

«С 1 июля 2020 НАК "Нафтогаз Украины" осуществляет продажу /поставку природного газа в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения по ценам, устанавливаемым продавцом (поставщиком) и покупателем (потребителем), но не выше уровня, который учитывает среднеарифметическое значение фактических цен ( End of Day) природного газа на следующие сутки поставки газа (Day-Ahead and Weekend) на нидерландском газовом хабе (ТТF) за период с 1 по 22 число месяца поставки газа согласно информации биржи Powernext / EEX, разницу (спрэд) между ценой на хабе TTF и на границе Украины и тариф на услуги транспортировки природного газа для точки входа в Украину на межгосударственном соединении с Польшей / Словакией / Венгрией:

Ц = ((Цопт + Тт х Кдол.США)) х (1 + НТИ) х Кндс (гривен за 1000 куб. Метров с учетом налога на добавленную стоимость),

где Ц - цена газа как товара, по которой с 1 июля 2020 НАК "Нафтогаз Украины" осуществляет продажу / поставку природного газа в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения;

Кндс - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость, определенный в соответствии с Налоговым кодексом Украины;

Тт - установленный НКРЭКП тариф на услуги транспортировки природного газа для точек входа в газотранспортную систему на межгосударственных соединениях с Польшей / Словакией / Венгрией и коэффициент к нему из расчета продолжительности бронирования в 1 календарный месяц, долларов США за 1000 куб. метров в сутки (без учета налога на добавленную стоимость);

Цопт - стоимость природного газа (без учета налога на добавленную стоимость), рассчитанная по формуле:

Цопт = ((ЦTTF х KGCV х Кевро / долл) + (Сп х KGCV х Кевро / долл)) х Кдол.США (гривен за 1000 куб. метров),

где ЦTTF - среднеарифметическое значение фактических цен (End of Day) природного газа на следующие сутки поставки газа (Day-Ahead and Weekend) на нидерландском газовом хабе (TTF) согласно информации биржи Powernext / EEX за период с 1 по 22 число месяца поставки газа;

Оп - значение разницы (спрэда) между ценой на хабе TTF и на границе Украины, евро за МВт⋅год.

KGCV - коэффициент, отражающий значение соотношений единиц энергии (МВт · ч) и объема (1000 куб. Метров) и определяется как среднее значение за месяц поставки газа в точке поставки Будинце, согласно информации, приведенной на официальном сайте оператора газотранспортной системы Словакии компании "Eustream, a. s. ";

Кевро / долл - кросс-курс евро к доллару США по данным Национального банка на 22 число месяца поставки газа;

Кдол.США - обменный курс гривны к доллару США по данным Национального банка на 22 число месяца поставки газа.

НТИ - уровень торговой надбавки (наценки), определенный пунктом 6 настоящего Положения».

 К сожалению, до сих пор никто не понес уголовной ответственности за нарушение украинского законодательства в части формирования цены на природный газ для населения, и никто не возместил населению нанесенные убытки. Более того, деятели в НКРЭКУ, Нафтогазе и Минэнерго за счет увеличения поступлений от населения вследствие применения необоснованных тарифов, начисляли и продолжают начислять себе миллионные зарплаты. При этом, некогда прибыльную НАК «Нафтогаз» загнав в убытки.

 С 1 августа прошлого года в Украине перестало работать ПСО и был установлен рынок газа не только для промышленности (здесь он начал работать раньше), но и для населения. Однако, это не привело к социальной справедливости. Народ продолжают грабить. Ведь, оглядываясь на статью 13 Конституции, можно констатировать, что для нужд населения рынка газа не может быть в принципе. Рыночные условия могут распространяться только на продажу услуг, связанных с его доставкой до газовых плит и городских котельных (услуги распределения).

 Более того, при работе ПСО государство хоть и по-иезуитски, но контролировало не только цену на «голубое топливо», но и запас газа во избежание перебоев его поставок. Теперь оно не вмешивается в процесс выбора поставщика. Это значит, что возможны сбои поставки газа в квартиры. Ну, выбрали вы неаккуратного поставщика, ну так получилось. Но у вас всегда есть возможность перезаключить договор с другим. Вроде это правильно, по рыночному. Но только есть в этом одно «заковыка». Если внезапно исчез газ в доме из-за последствий каких-то неадекватных действий поставщика, а затем появился вновь, а в каких-то квартирах дома проживают старенькая одинокая бабушка, алкоголик-наркоман или просто рассеянный человек, все многоквартирное жилище рискует взлететь на воздух вместе с другими обитателями.

 Цена газа, как товара, даже в рыночных условиях, в Украине продолжает быть «привязана» к его стоимости на мировых биржах. И здесь нет разницы, поставляют его  промышленности или населению, из-за границы или из народных недр. И плевать законодатели хотели на Конституцию – весь газ без разбора продается по рыночным ценам. Возможно, они, имея ввиду газотранспортную систему (ГТС), поступают как раджа из старого советского мультика про Золотую антилопу. Помните?

 «— О, великий Раджа! Ты по ошибке положил в свой ларец и мои монеты!

— Ай-ай-ай-ай! Что я наделал! Как же я теперь отличу твои деньги от моих?

— О, Раджа! Отдай!

— Если я стану отдавать тебе твои монеты, вдруг между ними попадутся и мои! А своих денег я не намерен отдавать никому, никому!».

 Схема простая: в ГТС есть импортный газ, все голубое топливо продается по цене импортного. И не боятся чиновники, что легко контролировать, сколько какого газа туда закачано. А тем, кто должен контролировать такие вещи, по понятным причинам, невыгодно это делать.

 Раньше, в первой половине прошлого века, Украина добывала свой газ и была первой в СССР по его добыче, удовлетворяя им не только собственные нужды, но и потребности Белоруссии и европейской части РСФСР. Тогда газ поставлялся из поселка Дашава во Львовской области. Развитие газоносных месторождений в Украине продолжалось до тех пор, пока в Западной Сибири не были обнаружены месторождения, позволившие добывать много более дешевого газа. Огромные его запасы позволили советским руководителям вложить средства в освоение этих месторождений и строительство трубопроводов в сторону европейской части СССР и на Запад. Запасы газа говорили о том, что его хватит на многие десятилетия и любое вложение средств окупится.

 С приобретением Украиной независимости, новые власти не стали вкладываться в развитие существующих и разведку новых месторождений, получая дешевый газ из России. Позже, меркантильные политики извлекали из этого пользу для себя, строя различные схемы с поставками газа. А президент страны-агрессора повернул этот момент в свою пользу, используя голубое топливо как оружие, удерживающее Украину в сфере своего влияния. Нашим же чиновникам до сих пор не выгодно развивать месторождения украинского газа. Иначе не сработают "мутные" схемы, подобные той, о которой писалось выше или пресловутому «реверсу».

 Второй раз привожу для сравнения ситуацию с добычей в Украине воды: за выкачку  этой животворящей жидкости из водоемов уплачивается рентная плата и получается разрешение на спецводопользование, а за подъем воды из скважин получается еще одно разрешение – на специальное использование недр. И нет здесь коррупционной составляющей, потому что нет «мутных» схем импорта. Подобная ситуация должна быть и с природным газом, и электроэнергией и другими ресурсами. И чем быстрее, тем лучше! Как говорил древний, «промедление смерти подобно». Смерти для украинской государственности.

 Ранее, в предыдущих постах, я писал, что народный воздух позволяет обогащаться промышленникам с молчаливого согласия законодателей (ведь среди них много заинтересованных людей). Позже напишу, как нас дурят и промышленники, и законодатели с электроэнергией, а также попытаюсь объяснить, что не тарифы нужно поднимать для населения, а власть употребить с целью наведения порядка в этом вопросе.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий