пятница, 25 июня 2021 г.

Двойные стандарты в украинском законодательстве относительно пользования народными ресурсами: сравнение "вода - воздух"


 Сразу обращу внимание на то, что не следует сравнивать поиск возможности взимать оплату за воздух ни с византийским аэриконом, ни с высказываниями героев сказки Чиполлино. Там речь шла об обложении дополнительным налогом на воздух простых граждан. Я же говорю об оплате за воздух, как энергетический ресурс, в пользу всех граждан страны. 

Ранее я писал о «дыре» в законодательстве, позволяющей промышленникам использовать бесплатно народные ресурсы, в частности, атмосферный воздух. Теперь хочу объяснить о двойных стандартах, благодаря которым это происходит.

Так же поясню, что согласно действующему в Украине законодательству, в стране выдается специальное разрешение на добычу и использование ресурсов, принадлежащим народу (см. ст. 13 Конституции). Его выдают на срок от 3 до 25 лет.

 Получившие такое разрешение, платят налог - рентную плату - выручка от которого идет в бюджет страны. Причем, продажа таких ресурсов населению страны производится без учета рентной платы.

Показательно в этом плане законодательство о водопользовании. Как известно, вода – это ресурс, принадлежащий народу.  Для добычи или выкачки воды для дальнейшего использования в промышленных целях, получают специальное разрешение на водопользование (если, например, качают воду из реки). Если же нужно добывать воду из скважины, необходимо получить еще одно разрешение – на специальное недропользование. Лица, получившие спецразрешения, в дальнейшем платят ренту за пользование водой и называются они первичными водопользователями. Вторичные водопользователи, те, кому вода досталась от первичных водопользователей, ренту уже не платят, но она включается в себестоимость приобретенной воды при продаже целому ряду объектов, обозначенных в налоговом кодексе. Для населения же рента в тариф на воду не включается (255.4.1 НКУ). Таким образом гармонизирован со статьей 13 Конституции механизм продажи воды для нужд как населения, так и промышленности. Размер рентной платы на воду – величина, зависящая от места ее добычи и, наверное, других каких-то параметров. Если кому интересно, отсылаю к ст. 255.5.1 НКУ.

Оплата за сброс загрязненных вод регулируется тем же, Налоговым кодексом, ст. 14.1.57 (экологический налог). Сам сброс загрязненных вод, возмещение убытков регулируется Водным кодексом.

Таким образом и поставка воды на предприятие, и ее сброс зарегулированы нормативно-правовыми актами – за всё взимается оплата, за нарушения – штрафы.

Но так почему-то не происходит с атмосферным воздухом.

Касательно выбросов, вопросов нет – они администрируются на основе законов об охране атмосферного воздуха, закона об охране окружающей природной среды и других НПА. Оплата за них предусмотрена НКУ в виде экологического налога (ст. 243.1).

Но сам воздух почему-то в Украине не признан товаром, поэтому бесконтрольно забирается из атмосферы, нанося непоправимый ущерб не только гражданам страны (материальный ущерб), но и ее экологии.

Об экологическом аспекте проблемы напишу в следующей статье.

Источник

Читайте также: Те, кто портит воздух, должны за это платить


Комментариев нет:

Отправить комментарий